Функциональная грамотность |
Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного. |
Виды функциональной грамотности: |
1. |
Читательская грамотность |
2. |
Математическая грамотность |
3. |
Естественнонаучная грамотность |
4. |
Финансовая грамотность |
5. |
Глобальные компетенции |
6. |
Креативное мышление |
Почему функциональная грамотность сейчас стала одной из главных проблем для обсуждения? |
Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать лет назад, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике.Это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир больше не аналого-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность». |
Национальный проект образование, поставил две важные существенные задачи: 1) обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования и 2) воспитание гармонично развитойсоциальноответственной личности. Причем обращу ваше внимание, эти две задачи выстроены не в иерархии, они ценны в равнозначной степени. Поэтому мы должны с вами ответить на вопрос: какими ресурсами мы обладаем для решения этой важной задачи. В этом контексте стоит обратить внимание на международную оценку качества образования. |
Международные рейтинги качества системы образования опираются на данные исследований PIRLS, TIMSS, PISA. Цель Государственной программы «Развитие образования» на 2018-2025 годы – это качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). |
Международные исследования проводятся систематически.Исследования PIRLS, TIMSS, PISA отличаются в подходах к оценке образовательных результатов: в исследованиях PIRLS и TIMSS оценивается академическая грамотность в области чтения, математики и естествознания, а в исследовании PISA – сформированность функциональной грамотности (математической, читательской, естественно-научной и финансовой). Именно результаты учащихся, достигших высшего и базового уровня функциональной грамотности, - наиболее обсуждаемые в мире индикаторы конкурентоспособности школьного образования. |
Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде составляющих: грамотность в чтении, грамотность в математике, грамотность в области естествознания. С 2012 года отдельным направлением была включена финансовая грамотность. С 2018 года в исследовании выделено еще одно направление – глобальные компетенции. С 2021 года впервые исследованию подвергается креативное мышление пятнадцатилетних учащихся. |
Основной вопрос, на который отвечает исследование PISA: «Обладают ли учащиеся пятнадцатилетнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т. е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» |
Высокие результаты демонстрируют учащиеся начальной школы (4 класс). результат В 2015–2016 годув математике TIMSS это 7 место, в естествознании TIMSS 4 место и лидеры в PIRLS. |
Гораздо ниже позиции, которые заняли 15-летние дети в PISA. Особые вопросы вызывает последняя колонка PISA «решение проблем в сотрудничестве». Все мы знаем, что 15-летние дети – подростки, и ведущая деятельность у них – это сотрудничество, общение. Почему же такая проблема? Решение проблемы сотрудничества вызывает большие вопросы, и мы не дотянули даже до среднего международного балла. Это конечно задача не только тех педагогов, которые занимаются с детьми 15-летними. Мы должны делать первые шаги с начальной школы. |
По результатам исследования PISA - 2018 мы позиции сохранили, даже в некоторых случаях улучшили. |
- |
Подробнее о функциональной грамотности |
- |
Письмо Минпросвещения РФ №03-1665 от 17.10.2023 г. "О проведении комплекса мероприятий функциональной грамотности" смотреть |
- |
Дорожная карта национального проекта «Образование» по реализации мер, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ «СОШ №1 г.Фокино» на 2023-2024 учебный год смотреть |
- |
Муниципальный план национального проекта «Образование» по реализации мер, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций на 2023-2024 учебный год смотреть |
- |
ПРИКАЗ МКУ "Управление соцкультсфера г.Фокино" №173 от 18.09.2023 г. "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся
в 2023-2024 учебном году смотреть |
- |
План мероприятий, направленных на формирование
функциональной грамотности
МБОУ «СОШ №1 г.Фокино» на 2023-2024 учебный год смотреть |
- |
Результаты проведения мониторинга по формированию функциональной грамотности обучающихся МБОУ «СОШ №1 г.Фокино» в 2023-2024 учебном году (октябрь-декабрь 2023 г.) смотреть |
|
|
|